Михаил Чванов

М.А. Чванов «Билет в детство»

Прокофьева И.О.

Журнал «Бельские просторы»

Художественно-публицистическая проза М.А. Чванова «Билет в детство» – это название рассказа, которое можно взять эпиграфом ко всему творчеству уфимского автора. Это прикосновение человека и целого народа к незамутнённому, хрустально чистому, как родник, началу, обретение и укрепление стержневого в самом себе и национальной культуре. Данное произведение, датированное 1971 годом, поставило в 70-х годах ХХ века прозу Михаила Андреевича Чванова в один ряд с прозой В.П. Астафьева, В.И. Белова, В.Г. Распутина и других мэтров советской, российской литературы, хотя рассказ не был сразу по достоинству оценён критикой.

Творчество М.А. Чванова возвращает современного читателя к добротной реалистической художественной литературе, вызывая эстетическое удовольствие и заставляя задуматься о незыблемых духовных ценностях, о своих корнях, родниках души. Ведь основной темой прозы и публицистики М.А. Чванова и по сей день является нравственность, обращение к утраченным истокам. Не случайно одна из ведущих черт творчества писателя, как и многих прозаиков его поколения, – публицистичность.

Обратимся к анализу повестей и рассказов М.А. Чванова, написанных в 2000-х годах и наиболее ярко отражающих взгляды писателя сегодня. Это рассказы «“Новая русскаяˮ сорока и сорочонок Тишка», «А жизнь-то, похоже, налаживается…», «Плывущие вверх по реке Времени», «Французские письма», повести «Последний день Года Собаки», «Белый Ангел (Всё ещё впереди…)».

Повесть «Последний день Года Собаки» была включена автором в сборник произведений «Вверх по реке Времени» (2009), написанных в разное время (с 1967 по 2004 годы), и опубликована отдельно в журнале «Бельские просторы» (2002, № 4).

Героями повести становятся собаки. Отношение людей к беспородным псам и безошибочное умение собак определять, плохой или хороший перед ними человек, становится для героя произведения мерилом настоящего, истинного в окружающем его мире. Рефреном через весь текст М.А. Чванова проходит мысль о том, что, возможно, человеку ниспосланы испытанья и несчастья за то небрежение, которое он допускает по отношению к преданным, умным, более чутким сердцем, чем сам человек, но бессловесным тварям Божьим. Рассказывая о судьбах собак, писатель, конечно же, повествует читателю о судьбах тварей двуногих, часто попирающих все законы Божьего мира, который они последовательно и усердно разрушают.

В повести «Последний день Года Собаки» писатель говорит о наболевшем: «о страшной кавказской войне», о Чечне; о гражданской войне в России; о Смутном времени и разрухе в нашей стране сейчас; о лжи и обмане «лукавых думцев» и «кремлёвских сидельцев»; о единстве веры и братстве народов; о «человекодавах» и многом другом. Так широка историко-политическая проблематика данного произведения.

Однако, кроме ярко выраженного публицистического, гражданского начала, в повести М.А. Чванова продолжает жить глубоко интимное, задушевно-исповедальное. Рядом с проникнутыми горечью и болью картинами прошлого и настоящего нашего Отечества изображён человек, который задаётся вопросами о том, зачем он на этой земле, в чём его истинное предназначение, почему его душа болит и почему не покидает её неизбывное чувство вины.

Всё это позволяет говорить о глубоком бытийном подтексте данного произведения. «Почему, – вопрошает герой-повествователь, – первыми уходят самые добрые и тихие – как люди, так и собаки? Неужели на самом деле наша жизнь на Земле – только приготовление к другой, и они со своей нездешней добротой уже только мучаются здесь, и их уже давно ждут там, в заоблачных высях? А самое странное, что от общения с ними мы не становимся лучше, мы привыкаем к их безграничной – может, неземной? – доброте как к должному. Может быть, потому Бог и торопится их забрать от нас? В то же время, может, в маленькой надежде, что мы почувствуем боль утраты и потому станем лучше?..»

Так, М.А. Чванов через истории рождения, преданной службы и смерти собак, события жизни главного героя, окружающих его людей погружает читателя в реалии нашего прошлого и настоящего. Писатель практически не отделяет личные переживания от жизни истерзанного Отечества, – того края, в котором человек родился и живёт, осознавая или не понимая степень и меру своей ответственности перед всем живым в этом огромном, сложном, одновременно безумном и мудром, жестоком и милосердном мире.

В повести нет ни одного незначимого или просто проходного события-эпизода. Остановимся только на некоторых фрагментах, «выхваченных» нами из произведения. У героя умирает отец. Единственный завод в провинциальном городке выпустил в атмосферу ядовитое облако, после чего больница была переполнена. Это уже мало кого удивляющая и почти не пугающая в своём небрежении к человеческой жизни повседневность. На похоронах отца из монотонного и даже обыденного состояния героя выбивает (герой редко навещал отца, отношения были напряжёнными) древний славянский плач сухонькой, маленькой, тихой, забитой старушки – младшей сестры отца тёти Натальи: «И странно, тогда на похоронах отца этот древний плач меня по-своему успокоил: откуда он в забитой безголосой старой женщине, в беспесенной семье, в которой не помнили своих корней дальше трёх поколений?! Значит, есть что-то, пусть бессознательное, в человеческой памяти, в народе, что не прерывается, несмотря ни на что. На время, может, как бы забывается, а потом вспоминается снова… Этот древний плач из глубины веков – может быть, одно из доказательств, что мы ещё не умерли как народ? Может, именно этот плач в конце концов и спасёт нас?..» В последних словах автора звучит неизбывная надежда и вера в возрождение России.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован.

Top