Или Минарет имени… Иисуса Христа
(Михаил Чванов отвечает на вопросы журнала «Москва», № 2 , 2006 г.)
Ислам… Это слово в последнее время приняло грозный оттенок. Люди на улицах российских, а уж западных городов тем более, стали невольно сторониться людей в мусульманском одеянии. Вопросы взаимоотношений Христианства и Ислама, в частности, Православия и Ислама, как и вообще сути Ислама, его роли в современном мире, роли так называемого «исламского фундаментализма» и даже терроризма, ныне приняли особую остроту. Было бы естественным провести беседу на эту животрепещущую тему с одним из иерархов Ислама, например, с Председателем ЦДУМ (Центрального Духовного управления мусульман) России Шейхом-уль-Ислам Талгатом Таджуддином. Но так читатели нашего журнала — преимущественно русские, православные, то нам показалось, что, может, будет доверительнее, что ли, если они посмотрят на огнедышащую ныне проблему глазами русского, православного человека, родившегося и живущего среди мусульман. Тем более, что искать такого человека не пришлось. Это с недавних пор наш автор — известный российский писатель и общественный деятель председатель созданного им Аксаковского фонда, вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры, секретарь правления Союза писателей России Михаил Андреевич Чванов. Выдающийся российский скульптор народный художник России президент Международного фонда славянской письменности и культуры Вячеслав Михайлович Клыков в еженедельнике «Русский вестник» писал о М.А.Чванове: «Возглавляя более десяти лет Аксаковское отделение Международного фонда славянской письменности и культуры в Уфе, Михаил Андреевич сделал так много в этом непростом регионе, что диву даешься, как это ему удается. Не будет преувеличением сказать, что благодаря делам, которые осуществил на башкирской земле Михаил Андреевич под аксаковским знаменем, ныне в этой многонациональной республике нет национальной розни. Восстановление разрушенных аксаковских усадеб, храмов, святых мест, ежегодные празднования Аксаковских дней в Башкортостане сплотили людей разных национальностей и вероисповеданий в этом регионе Российской Федерации в единой воле восстановить подлинную Россию – многонациональную, без национальной розни, православную, мусульманскую, буддистскую… Михаил Андреевич Чванов по воински мужественно несет на себе тяжелый крест служения светлым, спасительным сегодня идеям братьев Аксаковых, за которыми стоит неприступная ограда – Святая Троица»
Корр.: В Уфе, на высоком берегу реки Белой, по-башкирски Ак-идели, которую русские в старину ласково называли Белой Воложкой, не случайно связывая с великой Волгой, в трехстах метрах друг от друга находятся два старинных здания, в которых — два духовно-нравственных учреждения. Это — Центральное духовное управление мусульман России, которое возглавляет видный исламский богослов, широко известный в нашей стране и за рубежом, Верховный муфтий Председатель ЦДУМ России Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин и Мемориальный Дом-музей С.Т.Аксакова, в котором также располагается созданный и возглавляемый Вами Аксаковский фонд, осуществляющий Аксаковскую программу Международного фонда славянской письменности и культуры. Хорошо известно, что Вас: иерарха Ислама и православного писателя и общественного деятеля – связывают особые доверительные отношения. Ваша беседа, четыре года назад опубликованная нашим журналом почти одновременно была перепечатана 12 российскими изданиями, включая так называемую “Папку Президента”, которая еженедельно ложится на стол Президента России, — беседа, кроме того, министерством обороны распространялась листовками в Чечне, — вызвала большой отклик в обществе. С тех пор в России, да и во всем мире многое изменилось, проблема Ислама стала еще острее и тревожней. На последнем пленуме Союза писателей России я оказался случайным свидетелем, когда один московский писатель, увидев Вас, воскликнул: «Как Вы там живете среди мусульман? Не страшно?»
М.Ч.: К сожалению, этот вопрос мне приходится слышать довольно часто. Скажу как на духу: нет, жить среди мусульман мне не страшно, тем более, что я родился среди них. Мне с каждым годом все страшнее слышать такой вопрос. Он свидетельствует об очень опасных, даже взрывоопасных тенденциях в нашем обществе, и тенденции эти искусственно подогреваются некоторыми «нашими» СМИ, которые более похожи на СМУ (средства массового уничтожения). Я мог бы сказать, что услышанный вами вопрос московского писателя задан мне по невежеству, к сожалению, это так, и невежество это я не оправдываю, но случайно или не случайно образ враждебного русскому, православному человеку мусульманина создает, как это ни парадоксально, прежде всего, «отечественное» телевидение. Увы, приезжая в Москву, я довольно часто бываю вынужден, даже вроде бы от людей образованных, слышать этот нелепый вопрос, когда на мою жизнь в Башкирии среди мусульман смотрят чуть ли как ни на подвиг. Нет, жить среди мусульман мне пока не страшно. Более того…
Корр.: Извините, что перебиваю: почему «пока»?
М.Ч.: Если позволите, об этом позже… Более того, было время в 90-е годы прошлого теперь уже века, когда в Башкирии среди башкир и татар как русский я чувствовал себя более защищенным, чем в Москве, которая стала задворками даже не Нью-Йорка, а скорее Брайтон-бича. И созданному мной Аксаковскому фонду не менее, если не более помогают мне мусульмане, чем православные. Кстати, Его Высокостепенство Верховный муфтий России Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин, как и его Высопреосвященство архиепископ Никон – член Попечительского совета Аксаковского фонда..