О фильме «Исход. Долгое возвращение»
Фильм Венеры Юмагуловой, к которому я имею некоторое отношение.
Известный телережиссер-документалист Венера Ахметовна Юмагулова, автор фильмов, многие из которых получили большое международное признание, в последнее время «болела» идеей снять фильм о Русском Исходе времени Гражданской войны, столетие которого приближается. Ей сказали, что в Черногории я недавно познакомился с человеком, который спас русское воинское кладбище времени Русского Исхода, поставил на нем храм, в котором теперь староста. Я промолчал, что познакомились мы с ним давно, на страшной югославской войне, я промолчал потому, что к теме это не имело прямого отношения, да и не все хотелось вспоминать.. Я – в то время член Правления Международного фонда славянской письменности и культуры, он — Александр Борисович Беляков, для меня просто Саша, как я для него просто Миша,- заместитель военного атташе СССР в Югославии, полковник ГРУ. Без малого через 20 лет, можно сказать, случайно, я найду его снова в бывшей Югославии.
И вот мы едем в Черногорию, киногруппа студии «Мирас» — снимать фильм о спасшем русское воинское кладбище времен Исхода Александре Белякове, а я –отдыхать. Но вскоре Венера Ахметовна подступила ко мне: «Почему Вы умолчали, что знаете Александра Борисовича давно? Я поняла, что без Вас мы фильм не сделаем». Она с трудом уговорила меня на короткий эпизод-интервью, который лег в начало фильма, а потом, уже в Уфе, снова и снова вылавливала меня, вымучивала, вытягивала из меня, несмотря на мое отвратительное состояние, короткие порой косноязычные, «монологи».
По общему признанию фильм состоялся. Мы презентовали его летом минувшего года в Севастополе, его сразу же показали два крымских канала, он не оставляет людей равнодушными. Все в нем вроде бы правда, он заканчивается неким печально- идилическим концом: мой Саша, Александр Борисович Беляков, приготовил на спасенном им кладбище себе могилу, он решил, лечь вместе с печальными русским изгнанниками. Но…
Но, за год многое изменилось, наверное, и, наверное, теперь к фильму нужен эпилог, иначе он будет полуправдой. На кладбище Сент-Женевьев де Буа под Парижем, кусочке России во Франции, пустая могила генерала Кутепова, выкраденного большевистской агентурой. В городе Герцег-Нови в Черногории, скорее всего, останется пустой могила капитана первого ранга полковника ГРУ Александра Белякова. Рвущиеся в НАТО, в Евросоюз власти Черногории, для которой он очень много сделал, не продлили вид на жительство., а потом и вообще объявили персоной нон грата: он де дестабилизирует политическую ситуации в стране. Русский исход продолжается. Теперь обратно, в Россию. И он не менее трагичен.
Депардье в обиде на налоговую систему Франции вдруг решивший стать гражданином России, уже стал героем анекдотов. Сам Путин вручил ему российский паспорт, губернаторы встали в очередь дарить ему, нищему, квартиры, пока их не остановили. Потом так же помпезно вручили российский паспорт какому-то вышедшему в тираж боксеру, по этому случаю тоже много было барабанного боя. На днях вручили российский паспорт другому актеру, уже голливудскому. Грудь распирает от гордости: растет, ширится Россия!
Ежегодно в Москве собирают форум соотечественников за рубежом: Президент, депутаты Государственной Думы, за государственный счет приглашают потомков именитых князьев, графьев, речи о матушке России, которая снова стала великой и снова готова взять всех под свое крыло. Но графья, князья и бароны тоже не очень-то торопятся в Россию, потому как большинство из них бежали из страны, как нынешние олигархи, как крысы с корабля, еще до революции и Гражданской войны. И в большинстве случаев ничто, кроме громких фамилий, с Россией их не связывает. И не встанут они за станки, ни сядут за штурвалы комбайнов, в шахты тем более не спустятся. Заседания Всемирного Русского Народного Собора: Патриарх, опять-таки графья, князья, непременные борцы за русское счастье Зюганов и Жириновский. А в это время десятки, сотни тысяч бывших граждан России, которая называлась СССР, по 10, 15, 20 лет бьются, словно рыба об лед, чтобы получить российское гражданство. Если даже оставить в стороне такой непреложный нравственный и юридический вопрос, что все граждане бывшего СССР, по крайней мере, в пределах нынешней России, должны автоматически получить российское гражданство, то сугубо с практической стороны: в недалеком будущем России грозит демографический кризис, чтобы выйти из экономического кризиса, кроме новых технологий, нужны рабочие руки. С высоких трибун провозглашается одно, а на деле совсем другое. Два случая, с которыми я столкнулся, В аксаковском Надеждине до последнего времени настоятелем храма был беженец из Западной Украины отец Петр. 8 лет он с семьей каждый год вынужден был пересекать границу Украины, чтобы с поставленным штампом пересечения границы и тяжким грузом пережитых унижений вернуться обратно, это давало ему право на продление вида на жительство. В конце концов я не выдержал, позвонил тогдашнему секретарю совета по безопасности при Президенте Башкирии и в весьма резком тоне высказал все, что думаю по этому поводу. « Даю слово офицера, что через полмесяца он получит паспорт». Через полтора месяца он мне растерянно позвонил: «Я не представлял, насколько это сложно, что у нас такое запутанное законодательство. Но я сдержу свое слово, через он получит». Законодательство это не с неба свалилось, его наши сытые, ухоженные при хорошей зарплате народные избранники, придумали.