Михаил Чванов

В газете «Истоки» от 8 марта 2017 опубликована статья Светланы Гафуровой «Герои не нашего времени»

Мы все ленивы и нелюбопытны. И потому порой даже не подозреваем, что рядом с нами живут и работают великие наши современники. К стыду своему я имела достаточно приблизительное представление о жизни и творчестве нашего уфимского писателя Михаила Чванова. Знала, конечно, что Михаил Андреевич не дал снести дом, где родился знаменитый русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Более того, восстановил дом, возродил, создал музей и Аксаковский фонд, стал инициатором и организатором ежегодных Международных аксаковских дней в Башкортостане. Но это – общественная деятельность. Главное же, как мне кажется, для писателя – это его книги. При встрече в январе этого года Михаил Чванов подарил мне со своими автографами два сборника своих рассказов, повестей и эссе «Серебристые облака» и «Увидеть Париж и – умереть», напечатанные в московском издательстве «Вече» в 2015 году. Я внимательно прочла оба этих довольно увесистых тома. И сделала для себя вывод: в Уфе живет большой русский писатель, которого можно поставить в один ряд с великими русскими писателями, на книгах которых мы росли и воспитывались – Валентином Распутиным, Василием Беловым, Виктором Астафьевым… Надо сказать – это трудное чтение. Иногда мозг просто закипает от непреодолимости проблем и вопросов, которые ставит писатель. Русский вопрос, раздробленность и кровавая вражда братьев-славян, продолжающаяся и по сей день, вопрос выживания русского народа, как нации, а не как простого народонаселения… Об этих, порой неудобных и замалчиваемых, темах писатель говорит прямо, открыто и с большой душевной болью. Михаил Чванов подробно рассказывает и об истории славянофильства в России. Одним из столпов и родоначальников данной идеологии в 19 веке был Иван Сергеевич Аксаков, сын знаменитого автора знаменитой сказки «Аленький цветочек». Много сил и времени Иван Аксаков отдал освобождению болгар от турецкого владычества, за что даже получил предложение стать царем этой страны. Но печаль в том, что все эти невероятные грандиозные усилия, в конце концов, обернулись большой бедой для России – Русско-турецкой войной, затем – Первой мировой войной, окончившейся революцией, Гражданской войной и распадом царской России. Писатель не скрывает своих симпатий к белоэмигрантам, к той, надо признаться, лучшей, самой образованной и аристократической части русского народа, которая вынуждена была покинуть родную страну и рассеяться по всему миру. С другой стороны писатель не скрывает своего презрения и к «хамам», к которым перешла власть. Конечно, немного странная и спорная позиция для выходца из вовсе неаристократической, а рабоче-крестьянской среды. Но она такова и ясно и четко очерчена во многих и публицистических, и художественных произведениях писателя. Конечно, до перестройки увидеть свет произведения с такой позицией вряд ли смогли бы в нашей стране. Тогда тоталитарно главенствовала совершенно противоположная идеологическая позиция. Да и герои многих других произведений Михаила Чванова – это уже герои не нашего времени. Для человека нашего времени, в массе своей мещанина и обывателя, свойственна расплывчатость, неопределенность моральной и нравственной позиции, ее нечеткость и неопределенность. У героев же Чванова есть в душе старомодное четкое разделение мира и человека на черное и белое, на добро и зло. Недаром автор постоянно проводит своих героев через суровые испытания горами, природной стихией. Вот здесь уже четко видно, кто рядом с тобой – друг или враг, человек или недочеловек, можно ли с таким идти в разведку или в горы в одной связке… Герои Михаила Чванова покоряют Север, дрейфуют в арктических льдах, спускаются на дно самых глубоких земных провалов, летят через полюс вечной мерзлоты в Америку и часто погибают… Это настоящие мужчины, супер-человеки, с полным набором мужских качеств, необходимых для выживания в экстремальных ситуациях. Это уже герои, конечно же, не нашего времени, не изнеженные, эгоистичные, ленивые, женственные ни на что не способные мужчины, а харизматики, бойцы, победители. Но в нормальной обыденной жизни они теряются, не могут создать семью, оставить после себя потомство. В обыденной жизни этот героический набор качеств оказывается не при делах… Особняком в сборниках стоит совершенно очаровательная повесть «Моя былая Россия», написанная Ирен де Роша, детство которой прошло в поместье Шафраново в Башкирии, купленным ее отцом, французом, потомком французских крестоносцев. Мать ее была урожденной древнего русского дворянского рода Переярославльцевых. Повесть, написанная с огромной любовью к России, попала в руки писателя совершенно мистическим образом. И совершенно мистическим образом писатель попал в Париж и нашел могилу Ирен де Роша на кладбище Сент-Женевьев-де-буа. В традиции русской литературы пробуждать совесть человеческую, будоражить и возбуждать душу вечными вопросами бытия. Михаил Чванов блестяще продолжает эту традицию. Конечно, некоторые вещи его уйдут вместе со временем, потеряют свою актуальность. Утекут в прошлое проблемы, которые мучали когда-то «садиста» Ивана Куркина. Уйдет романтика дальних дорог, столь популярная в 60-годы прошлого столетия. Но душа-то человеческая останется и есть надежда, что будет жить, страдать и мучаться благодаря таким героям не нашего времени и таким «несовременным» писателям, как Михаил Андреевич Чванов.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован.

Top