Применительно к великому русскому писателю Сергею Тимофеевичу Аксакову в советское время допускалось лишь одно определение: «замечательный», и когда я в своих статьях называл его великим, то даже редакторы вроде бы самых русских воззрений, как бы стесняясь чего, упорно правили на «замечательный». Нужно было время, чтобы сколько-нибудь освободиться от шор, нужен был непререкаемый авторитет Вадима Валериановича Кожинова, который о Сергее Тимофеевиче Аксакове писал: «…в той или иной мере творческие уроки Аксакова восприняли и Пушкин, и Гоголь, и Тургенев, и Толстой, и Достоевский. «Семейная хроника» – это своего рода сердцевинное явление отечественной литературы, животворные соки которого пронизывают ее всю целиком… «Семейную хронику» с определенной точки зрения можно считать истоком классической русской литературы».
Но Сергей Тимофеевич Аксаков велик не только своими литературными произведениями, а и тем, что дал России двух великих русских: Константина и Ивана Аксаковых. Но у Сергея Тимофеевича был еще один сын, Григорий который родился между ними и который как бы потерялся в тени их громкой славы. Константин и Иван тянули небесный путь России и, может, по этой причине по воле Божьей остались бездетными, а он тянул земной путь честного и принципиального государственного чиновника и на этом поприще оставил заметный след не только в истории Оренбургской, Уфимской и Самарской губерний. По общему мнению, выраженному историком литературы С.А. Венгеровым, «избравший административную карьеру, Григорий Сергеевич Аксаков был одним из наиболее замечательных губернаторов русских», не говоря уже о том, что именно он стал единственным продолжателем на Земле славного рода Аксаковых. Было уже потерявший надежду иметь продолжение древнего рода, тянущегося с времен Рюрика, Сергей Тимофеевич нашел свое дедовское счастье в детях Григория Сергеевича и именно его дочери посвятил свои «Детские годы Багрова–внука». Уверенный, что она достойно пронесет по жизни аксаковскую фамилию, в посвящении еще шестилетней Оленьке он с уважением напишет: «Внучке моей, Ольге Григорьевне Аксаковой». И она достойно пронесет по жизни это посвящение: откроет первую в Башкирии стационарную кумысолечебницу для туберкулезных больных, вместе с Анной Федоровной Тютчевой–Аксаковой, женой Ивана Сергеевича Аксакова, издаст трехтомник «Иван Сергеевич Аксаков в его письмах». При ее содействии были изданы многие рукописи из архива семьи Аксаковых. А позже, в русское лихолетье, в Гражданскую войну, она, спасая архив аксаковской семьи, не уйдет в изгнание с белыми, как поступило большинство ее соседей-помещиков, и в 1921 году умрет от голода, и будет похоронена вместе со своими крестьянами в безымянной могиле.
Григорий Сергеевич Аксаков родился 4 января 1820 года в Оренбуржье, в дедовском имении Ново–Аксаково. Как и все дети С.Т.Аксакова, получив первоначальное домашнее образование, в 1836 году поступил в старший класс Училища правоведения в Петербурге. «Гриша будет славный делец и законник. Он рожден для жизни деловой» – отозвался о нем один из близких. Несмотря на многочисленные предупреждения, что с его абсолютной честностью, бескомпромиссностью, резкостью суждений и даже вспыльчивостью, доставшейся от прадеда, Степана Михайловича, ему будет очень трудно на этом поприще, он, в отличие от своих братьев, твердо решил посвятить себя стезе государственного чиновника, небесный путь братьев должен быть подкреплен земным. С февраля 1846 года Григорий Сергеевич служит прокурором Оренбургской губернии, центр которой находился на родине отца, в Уфе. С апреля 1847 года получает назначение прокурором в Симбирск, где в 1848 году женится на Софье Александровне Шишковой, дочери симбирского помещика, которая становится его верным единомышленником и помощницей во всех его делах.
После краткосрочной службы в Петербурге Григорий Сергеевич в апреле 1852 года назначается вице–губернатором Оренбургской губернии. В 1855 году он переводится вице–губернатором в Самарскую губернию. Но 23 февраля 1861 года снова возвращается в Уфу, но уже гражданским губернатором Оренбургской губернии, раскинувшейся на огромных пространствах Европы и Азии. В 1865 году ему удается убедить Государя в необходимости разделения ее для удобства управления на две и просит оставить его губернатором созданной по его предложению на родине отца Уфимской губернии. Как отец и братья, Григорий Сергеевич был горячим сторонником освобождения крестьян от крепостного права. Современник отмечал, что «Г.С.Аксаков отдавал всю душу на осуществление реформы…. Надо отметить, что осуществление ее в Уфимской губернии, в отличие от многих других, прошло спокойно».
В истории Уфы Григорий Сергеевич оставил след, прежде всего, как градостроитель. Именно при нем сформировались Верхне-Торговая и Соборная площади, где встали величественный кафедральный собор, здания духовной семинарии, дома архиерея, губернатора, гостиный двор и пр. Если бы ни Григорий Сергеевич, то, скорее всего, еще долго не завершилось бы начатое еще в год его рождения строительство административного центра Уфы. До назначения его губернатором стояли без крыш здания присутственных мест, стали зарастать травой стены губернаторского дома, в развалинах были воинские казармы. Средства бессовестно разворовывались. Теперь же Григорий Сергеевич требовал отчета за каждую копейку. Аксаковы вообще отличались предельной честностью, а над Григорием Сергеевичем еще в детстве в семье подтрунивали над его особой бережливостью и даже скуповатостью.
Григорий Сергеевич, без преувеличения сказать, был, главным архитектором города. И во всех его делах и начинаниях его верной помощницей была жена. Удивительным она была человеком. По ее инициативе в Уфе было построено первое театральное здание, но не за счет казны, что было бы в порядке вещей, а за счет собранных ею благотворительных средств. Одна из прекраснейших в городе липовых аллей, посаженных под ее инициативе, уфимцами в честь ее ласково названа Софьюшкиной аллеей. По инициативе Софьи Александровны казенное шестиклассное женское училище было преобразовано в Мариинскую женскую гимназию. Деньги от благотворительных концертов шли на содержание детского приюта, оказания помощи погорельцам Архиерейской слободы… 20 января 1867 года Григорий Сергеевич был переведен губернаторствовать в Самару, в истории которой он тоже оставил заметный и благодарный след. И здесь он проявил себя, прежде всего, как строитель. Он явился одним из инициаторов сооружения в Самаре Храма Христа Спасителя. Именно он предложил начать строить железную дорогу между Самарой и Оренбургом и соединить города губернии телеграфным сообщением.
ntz8dn
7f7emi